МБОУ "Гимназия № 5 имени Е.Е. Парфёнова"
 г. Камень-на-Оби, Каменский район, Алтайский край 
  • Доступная среда

    С 2012 ГОДА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРОГРАММА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
    Программными мероприятиями предусмотрено создание универсальной безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях
    В рамках указанной программы Главным управлением образования и молодежной политики проводится работа по формированию базовых образовательных учреждений, осуществляющих совместное обучение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития. Они оснащаются современным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, обеспечивающим условия для организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проводится ремонт и реконструкция зданий школ, позволяющие обеспечить физическую доступность учреждений образования.
    МБОУ «Гимназия № 5 » принимает участие в реализации программы «Доступная среда»
    Нормативно-правовая документация
    1.    Государственная программа «Развитие образования»
    2.    Государственная программа «Доступная среда»
    3.    ПИСЬМО от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
    4.    Государственная программа Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае»
    5.    Закон о социальной защите инвалидов РФ
    6.    Конвенция о правах инвалидов
    7.    КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    8.    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
    9.    Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
    Доступная среда в школе
    Паспорт доступности МБОУ «Гимназия № 5»
    Соглашение о взаимодействии, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, обучающихся с ОВЗ
    Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
    Доступ к информационным системам и информционно-телекоммуникационным  системам
    Использование оборудования по программе «Доступная среда» на уроках физической культуры
    Комплекс упражнений с массажными мячами и валиками
    В настоящее время в нашей школе реализуется  долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.
    Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
    В нашей школе  оборудована сенсорная комната по последнему слову техники.
    Нынешние дети, пришедшие в школу, уже отличаются повышенной тревожностью, эмоциональностью, имеют хронические заболевания, низкий иммунитет.   А  учебная  нагрузка приводит  к умственному переутомлению, что сопровождается ухудшением здоровья, развиваются неврозоподобные состояния. Это в свою очередь становится проблемой  для ребенка и сказывается на его учебной деятельности. 
    Поэтому  школе  нужны технологии, обеспечивающие условия гармоничного развития и максимальную эффективность обучения.  Большое внимание в школе уделяется здоровьесберегающим технологиям. Одна из них сенсорная комната.
    Сенсорная комната — это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха и вестибулярные рецепторы. Это — профилактическое  средство школьного переутомления, особенно для младших школьников и выпускников.
    Она создаёт ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.
    Сенсорная комната — это идеальная обстановка в которой ребенок  не только расслабится, но и получает новые представления о мире, новые ощущения, заряжается энергией для активной деятельности.
    Из чего же состоит сенсорная комната?
    Мягкие  модули
    Это мягкая мебель. Она способна принимать форму в соответствии с изгибами тела ребенка и равномерно распределять давление по всей площади соприкосновения с ним. В результате чего позвоночник принимает анатомически правильное положение, кровь циркулирует свободно, снимается напряжение с мускулатуры, расслабляется позвоночник, межпозвоночные диски, а тепло пуфика снимает мышечные боли, что наиболее важно детям с  нарушением опорнодвигательного аппарата.
    Сухой бассейн, заполненный цветными шарами.  Бассейн используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шарами даст возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.  Такое воздействие способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. В бассейне можно двигаться, «плавать» в шарах.  Такие действия способствуют развитию координации, движения в пространстве.
    Светооптические эффекты
    Воздушно-пузырьковая колонна дает сильную зрительную, тактильную, слуховую стимуляцию. Пузырьковая трубка мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись  к трубке, вы почувствуете мягкую вибрацию пузырьков. Безопасное угловое зеркало создает  оптический эффект расширения пространства.
    — Упражнение «Мысленная картина» выполняется с использованием воздушно-пузырьковой  колонны.
    Цель: Создание хорошего настроения, тренировка зрительной памяти. Детям нужно посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и  попытаться удержать увиденное в памяти.
    Обсуждение: удалось ли удержать увиденное в памяти, ощущения.
    — Упражнение «Золотая рыбка»
    Цель:  Сплочение коллектива, зарядка положительными эмоциями, развитие коммуникативных навыков, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов, развитие  цветового восприятия, релаксационный эффект.
    Дети стоят около  колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и опусканием рыбок  под воздействием воздуха.    Создается соревновательная обстановка.
    Световая каскадирующая трубка служит  развитию  мелкой моторики мышечных  анализаторов
    — Упражнение «Коса». Дети садятся рядом с этим прибором, перебирают волокна, заплетают косы, общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.
    Панно «Звездное небо» служит для стимуляции зрительных и тактильных анализаторов, развитию зрительной координации
    — Упражнение «Звездочеты». Детей просят зрительно посчитать количество звезд на панно.  Это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость.
    Музыка неотъемлемая часть сенсорной комнаты.   Положительные  переживания  во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.  Спокойная  музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга, активизирует иммунную систему. Зрительная и звуковая среда, спокойная музыка и  медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще.
    Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов,  улучшает зрительную и моторную координацию.
    Сухой дождь — шатер из каскадирующих трубочек. 
    Трубочки спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом и телом. Они стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в нем.
    Сенсорная тропа «Следочки» и «Змейки-шагайки» воздействуют на рецепторы стопы, способствуют профилактике плоскостопия, оказывают оздоровительный эффект
    Рекомендации об организации обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательных учреждений
    Презентация оборудования «Доступная среда»
    Фотоматериалы по архитектурной доступности, специального, коррекционного и  реабилитационного оборудования
     

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie